Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
1979
Смотреть онлайн

Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)

KinoPoisk 7.766
IMDB 7.8
«О великий зуд компиляции!» - воскликнул однажды Юрий Олеша. Все замечательные книги хочется пересказать своими словами. Может быть, благородная жажда экранизации сродни этому зуду. Весь мировой сюжетный игровой кинематограф в известном смысле рос и развивался путём экранизации великий, замечательных и просто занимательных произведений литературы и смотреть кино было невероятно интересно. Едва вылупившись из яйца, он уже отчаянно брался за пластическое воплощение «Войны и мира», «Красного и чёрного», «Камо грядеши» и других эпических и психологических романов.

Эта смелость первых кинематографистов не пропала даром, со временем в мире накопился богатейший опыт перевода на язык пластических образов бессмертных образов литературы. Выработались определённые приёмы такого перевода, обозначились направления, сложились школы.

Одни кинематографисты, завороженные обаянием литературного первоисточника, покорно и благонравно, даже в мелочах следуют ему на белом полотне. Другие - напротив, заносчиво полагают, что идейный замысел знаменитого романа - всего лишь повод для создания фильма, не более, чем отправная точка для собственных исканий режиссёра, желающего непременно преломить линии известного сюжета в своём видении.

О специфике воплощения литературы на экране, о том, что в данном случае важнее и целесообразнее - сохранить верность духу романа или же его букве, о праве сценаристов и режиссёров нетрадиционно, с точки зрения современности, трактовать той или иной канонический образ - теперь, когда интерес кинематографа к литературной классике обозначился с новой силой, - ведутся оживлённые и непримиримые споры.

И как раз в этот момент на экраны выходит фильм, который вполне бы мог прозвучать в этом споре решающим, аргументом, если бы всею своею художественной сутью, самим фактом своего существования в искусстве он эту дискуссию благополучно не закрыл. Не разрешил, как нам кажется. Ибо, в самом деле, после новой картины Никиты Михалкова самые логические доводы о необходимости находить пластический эквивалент авторской мысли или же о том, что классика в процессе съемок следует постигать,— звучат сколь справедливо, столь и банально. Конечно, надо находить, разумеется, следует стремиться — кто же возражает? Экранизация гончаровского «Обломова» свидетельствует о другом — из художественной ткани романа, из мира его идей, из калейдоскопа его образов и типов важнее всего извлечь кинематографическую субстанцию. То есть ту возможность именно изобразительного, живописного воплощения самых заветных душевных глубин романа, какая с самого начала была в литературном тексте заложена. Повторяем —перед нами не пересказ романа средствами кино и не добросовестное разыгрывание в лицах era сюжета, не перевод и не изложение, но именно обнаружение, выявление в конфликте романа и в характере главного его героя не требующей никакого словесного пояснения внешней, зрительной сути. От того, что эта задача удалась, экранный вариант «Обломова» представляется необычайно полным, поразительно адекватным воплощением романа, несмотря на то, что, как и во всех работах такого рода, значительное число ситуаций, сюжетных поворотов и персонажей оказалась вне поля зрения сценариста и режиссера.

Чем занят Илья Ильич Обломов, что он делает в жизни? Он большею частью спит — это нам известно еще с детства, с тех времен, когда с безвольной фигурой трагического ленивца мы знакомились еще по школьной хрестоматии.

Спит Обломов и в картине. Спит в его сладких грезах и патриархальная Обломовка, со всеми ее чадами и домочадцами, со старосветскими помещиками и дворовыми мужиками, с сенными девушками и могучими кузнецами. Вся поместная Россия погружена в томительный беспробудный сон — даже не просто в аллегорическом, а в каком-то философском смысле. Это какая-то оргия сна, вакханалия, сладостное безумие. Блаженство младенческого сна сменяется истомой послеобеденной дремоты и, наконец, незаметно переходит в тяжкое похмельное забвенье, в головную боль и тупую нездоровую зевоту. Эта беззаботная, блаженная сонливость обернулась душевной апатией, патологической боязнью деятельности, умственным бесплодием.

А ведь какие недюжинные силы были заложены в эту натуру, какая тонкость души была ей свойственна, какая прозорливость сердца! Все осталось втуне, все пошло прахом, и самое страшное в том, что, пожалуй, и не могло не пойти. Вот эта мысль, эта догадка — тоже скорее не интеллектуального, а сердечного свойства, — лишь брезжущая в сознании в первой половине картины, дозревает в ее конце до полноты горестного убеждения. Торжествует рационализм, сам утративший в жизненной борьбе, а точнее, в житейской суете «интересы ума и сердца», впрочем, торжествует ли? Просто держит себя в узде жесткого делового распорядка, и, давно потеряв из виду благую цель бытия, довольствуется с остывшей душой тем, что некогда считал лишь средствами для достижения цели — то есть умножением богатства, бизнесом, как говорят теперь в мире. Тут тоже драма, хоть и не такая явная, как в случае с Обломовым — без очевидного провала в засасывающую трясину, потаенная, тщательно оберегаемая от чужих глаз, однако исторически тоже предопределенная.

Энергичные, деятельные Штольцы выродятся еще быстрее, нежели созерцательные, нежные Обломовы.

Останется Россия — с безграничностью своих снегов, окрашенных на закате короткого декабрьского дня в трагические багровые тона, с майским шелестом дубрав, с пронзительным, звенящим, упоительным детским криком, который несется над лугами, эхом отдается в лесной чащобе, растворяется, словно птичья трель в неоглядной синеве летнего неба...
Ваша оценка: Сюжет - 10
0.0
Смотреть онлайн
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
  • Страна:
    СССР
  • Режиссер:
    Никита Михалков
  • Сценарий:
    Александр Адабашьян, Никита Михалков, Иван Гончаров
  • В ролях:
    Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Андрей Разумовский мл., Олег Козлов, Елена Клищевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов
Комментировать
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
0
445